МКОУ СОШ № 2
село Левокумское
  • ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА - 2023

    Год педагога и наставника в России

    Уважаемые коллеги!

             «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога», – сказал глава государства на встрече с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года России».

             27 июня 2022 года Президент России Владимир Путин подписал соответствующий указ. Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей профессии.

    ЦЕЛЬ: ПРИЗНАНИЕ ОСОБОГО СТАТУСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАСТАВНИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    (в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 27.06.2022 №401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»)

    ЗАДАЧИ:

     • Повышение престижа профессии педагога среди учащихся (включая педагогические классы), абитуриентов, родителей.

    • Стимулирование работы по специальности среди студентов педагогических направлений и популяризация технических специальностей.

    • Формирование лидеров мнений и их продвижение среди широкой и профессиональной общественности. •Популяризация наследия великих отечественных педагогов прошлого.

     • Освещение деятельности государства в развитии педагогической сферы и института наставничества.

    • Разработка и реализация специальных проектов – дополнительных мер по улучшению условий труда и жизни педагогов и наставников.

     • Повышение статуса специальных педагогов и учителей-предметников.

    Педагог и наставник

    Педагог – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших профессий, она остаётся нужной и востребованной по сей день. Как и всё на свете, со временем она претерпевает изменения.

    Какой он современный педагог? Современный педагог – это человек интересный, понимающий, любящий свой предмет, умеющий использовать новые технологии и находить подход к каждому ученику.

    Зачем нужен наставник? 

    Наставник – это помощник в учёбе. Обычно он: проводит с ребёнком встречи, направленные на развитие soft skills (навыков тайм-менеджмента, коммуникации, креативного мышления), следит за нагрузкой ребёнка, помогает ему распределять время, консультирует семью о процессе учебы, следит за успеваемостью и говорит об этом с родителями, решает организационные и технические вопросы, мотивирует и подбадривает ребёнка.

    Учителя и наставники — это основа любого общества. Какие нравственные основы заложит, каким навыкам обучит учитель своего ученика, таким будет ученик. Говоря о великих личностях истории, мы обязательно вспоминаем их наставников: Александра Македонского и Аристотеля, Петра I и Семеона Полоцкого.

    В настоящее время престиж профессии педагога не высок. Повышение социального престижа профессии, развитие творческого и профессионального потенциала учителей, признание особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность – вот цель объявленного президентом Года педагога и наставника в 2023 году.

    https://kasharynews.ru/wp-content/uploads/2023/03/god-pedagoga.jpg

    Древняя легенда

    о пеликане

     

    В птичьем царстве наступили трудные времена. Обессилевшая от безуспешных поисков пищи и голода мать печально опустилась на гнездо, где ее с нетерпением ждали пять сыновей.

    Голодные птенцы встретили мать громкими криками, тщетно тычась клювами в ее перья и грудь. Птица не чувствовала боли, ее угнетала лишь одна мысль: как добыть пищу для сыновей.

    Сильными ударами клюва она разорвала себе грудь, и теплые ручейки крови потекли прямо в клювы голодных птенцов. Их жизни были спасены.

     Рекомендованные слоганы  к Году педагога и наставника

    •  «Патриотизм рождается в семье. Воспитывается учителем. Развивается наставником»

    •  «Наставник – проводник наших детей на пути во взрослую жизнь»

    •  «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам»

    •  «Связь поколений через традиции и ценности»

    •  «Педагогика – первое и высшее из искусств»

    К.Д. Ушинский

    •  «Успешное будущее наших детей – в руках педагогов и наставников»

    •  «Учить. Вдохновлять. Развивать»

    Календарь Года педагога и наставника

    Главная дата Года педагога и наставника – 200-летний юбилей основоположника отечественной педагогической школы Константина Ушинского. Он родился 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1823 г. Есть разночтения: многие источники указывают 1824 г. рождения Ушинского.

    17 января -  Международный день наставничества

    21 января - Международный день аспиранта

    25 января - День студента

    7 февраля - День российского бизнес-образования

    19 февраля - День рождения Константина Ушинского

    1 марта - Всемирный день гражданской обороны (День учителя ОБЖ)

     4 марта - Международный день числа «Пи» (День учителя математики)

    13 марта - 135-летие педагога Антона Макаренко

    2 мая - Всемирный день астрономии (День учителя астрономии)

    22 мая - Международный день биологического разнообразия (День учителя биологии)

    24 мая - День славянской письменности и культуры

    25 мая - День филолога

    12 августа - День физкультурника (День учителя физкультуры) (вторая суббота августа)

    1 сентября - День знаний  

     8 сентября - Международный день распространения грамотности

    26 сентября - День европейских языков (День учителя иностранных языков)

     27 сентября - День педагога дошкольного образования

    28 сентября - 105 лет педагогу Василию Сухомлинскому

    1 октября - Международный день музыки (День учителя музыки)

    2 октября - День социального педагога

    5 октября - День учителя

    19 октября - Всероссийский день лицеиста

    30 октября - День школьных библиотек (последний понедельник в октябре)

    30 октября - День матери в РФ (мама – главный наставник!)

     17 ноября - Международный день студентов

     4 декабря - День информатики(День учителя информатики)

    14 декабря - День Наума Грамотника – день, когда на Руси начинались занятия

    История детских садов в России

    Частное, общественное или казенное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, разновидность дневного приюта. Устраивались как в виде благотворительных, так и в виде доходных учреждений.

    В России воспитание малолетних долгое время осуществлялось только в частных и церковно-приходских начальных школах и в отдельных благотворительных заведениях. Прообразом детского сада были дневные детские комнаты при Демидовском доме трудолюбия, открытые 15 мая 1837.

     А. Н. Демидовым по просьбе матерей-работниц. Первоначально здесь получили опеку 6 мальчиков и 11 девочек, через год число детей возросло до 112. Однако педагогические принципы воспитания малолетних в то время еще не были выработаны.
             Название «Детский сад», укоренившееся в России в последней трети XIX в., пришло из Германии – от «Киндергартена», основанного в 1837 (одновременно с демидовскими детскими комнатами) в Бад-Бланкенбурге в Тюрингии д-ром Ф. В. А. Фребелем – педагогом-новатором, автором системы раннего детского воспитания.

    http://bal-ds22.caduk.ru/images/1-h.jpg

           

    Педагогическая система

    Ф.Фрёбеля

    По мысли Фребеля, назначение детского сада — не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми». Он указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода, а воспитательниц называл «садовницами».

    У «фребелевской» педагогической системы нашлось немало последователей в России, причем здесь она была обогащена местным опытом.    

    В числе первых «фребелевцев» была С. А. Люгебиль, жена известного филолога проф. К. Я. Люгебиля, одного из учредителей Санкт-Петербургского педагогического собрания.

    В 1862 она при поддержке мужа открыла первый в С.-Петербурге детский сад нового типа – платное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста (второй в России после открытого в 1859 в Гельсингфорсе детского сада Седмиградского).

     Игры и занятия в детском саду проводились без строгой регламентации, детям предоставлялась возможность играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре воспитательницы. Люгебиль вела записи своих наблюдений за индивидуальным поведением и развитием детей. 

    С детьми проводились выезды на природу. Воспитательницы приглашали родителей наблюдать за своими детьми во время игр и занятий; давали им советы по воспитанию. Заведение пришлось закрыть в 1869 из-за нехватки средств.

    Первые фребелевские детские сады в С.-Петербурге были дорогостоящими заведениями, рассчитанными на детей из состоятельных семей. Плата за одного ребенка в них составляла 3–5 руб. в месяц. Однако опыт их работы был использован при создании детских воспитательных заведений благотворительного характера.

    http://bal-ds22.caduk.ru/images/2-h.jpg

    Детский сад 

    Аделаиды Семеновны Симонович

    В 1866 в С.-Петербурге был открыт еще один платный детский сад. Его основательницей стала Аделаида Семеновна Симонович (супруга врача и педагога Я. М. Симоновича). В заведении все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе. Дети вели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа, сопровождались русскими народными песнями. Занятия в младшей группе носили преимущественно индивидуальный характер, а занятия в старшей (дети 5–6 лет) – коллективный, причем имели природоведческий уклон. Супруги издавали ежемесячный журнал «Детский сад», посвященный вопросам детской педагогики. В 1869 из-за нехватки средств заведение пришлось закрыть, а журнал передать в другие руки (далее он издавался Е. И. Бороздиной и в 1877 был переименован в «Воспитание и обучение»; выходил до 1917).

    С 1867 действовал детский сад К. И. Герке на Б. Конюшенной ул., 10, позже открылся детский сад Э. П. Шаффе на 5-й линии, 18. В 1873 супруги врачей Г. И. Вертера и К. К. Задлера организовали фребелевский детский сад на Малой Мастерской (ныне Мастерской) ул., 9, описанный в воспоминаниях посещавшего его в детстве А. Н. Бенуа.

    В 1868 по инициативе В. П. Тарновской Обществом доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга был организован первый бесплатный детский сад для работниц в доме Тура на Знаменской пл. (ныне пл. Восстания), между Невским пр. и Гончарной ул. (в этом доме действовали и другие благотворительные заведения общества). Детский сад этого общества несколько раз менял адреса; в 1900-е он располагался в Тарасовом пер., 5 и в нем опекалось более 50 детей обоего пола.

    http://bal-ds22.caduk.ru/images/3-h.jpg

    Педагогическое образование в России

    В 1871 по инициативе Н. К. Задлер и Е. А. Вербер при содействии И. И. Паульсона и К. А. Раухфуса в С.-Петербурге было открыто Фребелевское общество, которое вело как просветительскую, так и благотворительную деятельность. Оно учредило первые «фребелевские курсы» для подготовки работниц детских садов, куда принимались лица, окончившие средние учебные заведения или имеющие звание домашней учительницы.

    Первоначально обучение на них длилось год, с 1878 – два года (первый год – теория, второй – практика), с 1907 – три года (прошедшие трехлетнее обучение получали квалификацию учительницы начальной школы).

    В конце 1870-х общество учредило «Образцовый детский сад» на Гороховой ул., 22.

    В 1893 им было организовано два бесплатных детских сада, в которых в зимнее время обучалось ежегодно до 120 детей, и летний «Народный детский сад» с платой по 10 коп. в месяц за ребенка, который в 1893–1898 размещался в саду «на Прудках» у Греческого пр., а с 1899 – в Таврическом саду; его ежедневно в течение трех летних месяцев посещали свыше 1000 детей беднейших классов населения.

    В 1897 общество устроило детскую летнюю колонию, в которой ежегодно пребывало от 50 до 100 детей, «нуждающихся в поправлении здоровья».

    В 1908 при «фребелевских курсах» на Греческом пр., 13 действовал детский сад и четырехлетнее начальное училище.
            В 1892–1893 Женское патриотическое общество открыло бесплатные детские сады для детей обоего пола при Литейной и Выборгской Рукодельных школах, где получали профессиональное образование дочери бедных горожан. Позже благотворительные детские сады были устроены Александро-Невским обществом трезвости, Обществом пособия бедным женщинам, Обществом попечения о бедных детях «Лепта», некоторыми Городскими попечительствами о бедных; детский сад на 50 мест имелся при 1-м Городском сиротском доме.

    В 1898 Е. П. Калачева устроила на острове Голодай Бесплатный народный детский сад, а при нем – «Сельскохозяйственный приют»; позже под ее председательством в С.-Петербурге действовало Общество устройства народных детских садов, которое устроило детский сад с бесплатной детской столовой на

    15-й линии, 40 (в 1910 здесь содержалось 49 мальчиков и 37 девочек).
    В 1890-е – 1900-е детские сады различных типов, как и ясли (иногда эти понятия не разделялись), получили в С.-Петербурге широкое распространение. Они действовали при гимназиях с педагогическими классами, в приходах православных и иноверных храмов, нередко устраивались заводчиками при промышленных предприятиях.

               В 1918 детские учреждения стали частью государственной системы просвещения и здравоохранения.

    Выдающиеся педагоги

    СДЕЛАВШИЙ НАУКОЙ ИСКУССТВО ОБУЧАТЬ»: ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592 ...

    Ян Амос Коменский

    (1592 – 1670)

    Чешский педагог, гуманист, основоположник дидактики (теории обучения). Говорил о всеобщем обучении на родном языке. Предложил организовать единую школу. Его труд «Великая дидактика». Определил и разработал возрастную периодизацию. Создал классно-урочную систему, где урок – основная форма обучения (длительность урока, организация). Говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в развлечениях ребенка.

    Выделял физическое воспитание как приоритетное направление.

    Выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности обучения

    Посвятил целую главу в своём труде семейному воспитанию «О материнской школе», где мать – основной воспитатель  (здоровье).

    Его принципы легли в основу классического воспитания и обучения:

    • природосообразность ребенка (психологическое познание);
    • принцип научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и указанные в литературе);
    • доступности (знания адаптированные ребенку);
    • систематичности и последовательности (от простого к сложному);
    • сезонности (подбор материала в зависимости от сезона).

    Иоганн Генрих Песталоцци

    (1746 – 1827)

    «Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать».

    Знаменитый швейцарский педагог, потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Всё - для других, ничего - для себя".

    Разработал принцип природосообразности. Природа ребенка требует и стремится к развитию. Предложил теорию элементарного образования знакомство с окружающим миром, развитие речи, обучение счету, письму и чтению в

    дошкольном возрасте.
     

    Фридрих Фребель

    (1782 – 1852)

    Фридрих Вильгельм Август Фребель, немецкий педагог, теоретик дошкольного  воспитания

         

           Немецкий педагог.Первый создал учреждение для дошкольников «Детский сад», взрослых назвал садовницами. Ф. Фребель является основоположником дошкольной педагогики, т.к. занимался подготовкой педагогических кадров, излагал систему воспитания дошкольников в книгах «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», «Детский сад».

    Одушевлённая педагогика Ушинского | Правмир

    Ушинский Константин Дмитриевич

    (1823 – 1870)


               Им было предложено сделать труд полноценным воспитательным средством. Идея народности в воспитании. Народность – система, выработанная исторической жизнью народа.

               Пособие «Родное слова» для воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родной земле.

    Разработал педагогическую систему:

    • воспитание ребенка должна начинаться в семье;
    • воспитание продолжается в ДОУ;
    • обязательное школьное образование.

    Макаренко

    Антон Семенович

    (1888 – 1939)

    Антон Семенович Макаренко: биография, семья, педагогическая деятельность,  книги - Nacion.ru

            Был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения нашей страны. Работал в колонии для несовершеннолетних детей, организовывал коллективные формы воспитания, развивал самостоятельность, ответственность за порученное дело перед сверстниками. Составлял руководство и рекомендации для воспитания детей в коллективе. Пропагандировал самоуправление детским учреждением.

     

    Елизавета Николаевна Водовозова, русская детская писательница, педагог

    Водовозова

    Елизавета Николаевна

    (1844 – 1923)

    Последовательница К.Д. Ушинского. Пропагандировала идею народности в воспитании и обучении, делала упор на умственное, физическое и нравственное воспитание. Ведущим методом является наблюдение, приоритетной темой является знакомство с трудом взрослых.

     

     

    Тихеева

    Елизавета Ивановна

    (1867 – 1943)

    Участвовала в составлении программы, разработала систему сенсорного воспитания, и развития речи. Описала правила для ребенка, выдвинула требования к наглядным пособиям, разработала подробно словесные методы (рассказы, истории). Обращала внимание на развитие у детей творческих способностей.

     

    Аделаида Симонович

    Симонович

    Аделаида Семеновна

    (1840 – 1933)

    Первая открыла платный детский сад для детей от 3 до 6 лет. Говорила о пользе ДОУ для подготовки к школьному обучению (грамматика, счет, вырезание, плетение, лепка, родиноведение, знакомство с трудом взрослых). Разработала дидактические занятия с куклой. При ней появляется первый российский журнал «Детский сад», где отражаются дидактические правила воспитания и обучения детей, требования к личности воспитателя.

    Сухомлинский

    Василий Александрович

    (1918 -1970)

    Педагог-гуманист создал свою систему эстетическо - нравственного воспитания – красота в природе, в музыке и живописи, в семье, а именно в матери. Говорил о необходимости развития положительной эмоционально-чувственной сферы в ребенке. Педагог поощрял рассуждения, творчество, активность в ребенке.

    Педагог-новатор – Шалва Амонашвили

    Амонашвили

    Шалва Александрович

    (1931)

    Современный грузинский педагог – гуманист.

    Первым проектом была «Школа радости» в Тбилиси для детей с 6 лет. Его труды: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Школа жизни», «Создание человека». Девиз педагога – ребенок может все, учитель же должен в это свято верить и эту формулу внушать ребенку.

    Никитин

    Борис Павлович

    Замечательный педагог, дидактик. Работает виртуозно со зрительной памятью. Развил идею применения кубиков для обучения детей грамоте с использованием возможностей отличия физических свойств кубиков в сочетании с развитием музыкального слуха и вокальных способностей детей; развил дидактические методы табличной подачи материала при изучении русского, английского языков.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie